Природа центральной Испании — Кастилии — не отличается особой щедростью. Полноводных рек и густых лесов нет. Говорят, что леса сожгли еще арабы, когда отступали под натиском реконкисты. Ну а реки от этого обмелели. Поэтому любой отрезок зелени, любой парк здесь на вес золота.
В подобном природном «контексте» бывшая резиденция королей – дворцово-парковый ансамбль Аранхуэс, что в 47 километрах к югу от Мадрида, считается уникальным заповедным уголком. К тому же здесь течет хотя и не широкая, но полноводная и быстрая Тахо. Она дает жизнь бурной растительности королевских парков.
А начало всему этому архитектурно-природному благолепию было положено еще при короле Фелипе II. Он приказал строить дворец в 1561 году, желая осуществить замысел своего отца, мечтавшего обосноваться с семьей именно в Аранхуэсе. Как человек набожный, король начал строительство с дворцовой церкви. Правда, и он не смог до конца осуществить проект. Монарх неожиданно увлекся постройкой дворца-монастыря в Эскориале – своей постоянной резиденции в горной местности к северу от Мадрида.
Долгое время дворец в Аранхуэсе оставался недостроенным, и только с 1715 года за него взялись испанские Бурбоны, как известно, всегда знавшие толк в дворцах и парках. Французская династия получила трон после так называемой «войны за испанское наследство». Любопытно, что король Фелипе V – первый из испанских Бурбонов – использовал при возобновлении строительства чертежи почти двухвековой давности. Хотя, разумеется, при осуществлении работ в проект было внесено много изменений.
Король с семейством и со всем двором приезжал сюда весной на два месяца. Летом здесь было слишком жарко, и монарх уезжал в свою резиденцию подальше от Мадрида – в поместье, носящее имя святого Ильдефонсо. В столице Фелипе V, выросший во Франции и привыкший к роскошным загородним дворцам типа Версаля, почти не жил. По характеру он был меланхоликом и часто страдал депрессией. Стены старого и сурового мадридскогго дворца-крепости Алькасар его сводили с ума. В столице вообще находиться было опасно – из-за жары и нечистот в городе невозможно было дышать, да и каждый год вспыхивали разные опасные болезни.
Зато в Аранхуэсе было раздолье. Проснувшись рано утром, монарх решал все государственные проблемы прямо в постели. Затем вставал, чтобы заняться более приятными делами – охотой, рыбалкой и прогулками верхом. Но так было не всегда. Очень часто коронованная особа впадала в ужасную тоску. Король с постели не вставал: из спальни доносились страшные крики и рыдания. В этих случаях королева Исабель де Франесио приглашала известного итальянского певца-скопца Фаринелли. Его прекрасное пение возвращало короля к жизни. С тех пор устраивать выступления певцов и музыкантов в Аранхуэсе стало традицией. В 1754 году здесь был открыт театр, где в основном ставились оперные спектакли.
Любил проводить время в Аранхуэсе и король Фернандо VI. Его супруга – португалка Барбара де Браганса, дама весьма образованная и любящая повеселиться, устраивала здесь пышные праздники с концертами, балами-маскарадами, фейерверками и катанием на лодках по реке. Королева была музыкально одаренной: не только сама пела со сцены, но и сочиняла музыку. Правда, королевская чета проводила в Аранхуэсе по-прежнему лишь два весенних месяца. Традиция эта сохранялась до конца XIX столетия.
В 1759 году королем стал Карлос III, брат Фернандо. Надо сказать, что новый монарх был человеком весьма серьезным. К тому же он сравнительно рано овдовел. Все праздники монарх игнорировал, на оперных спектаклях засыпал. Зато он страстно любил архитектуру и живопись. Карлос занимался строительством – создавал дворцы, дороги, мосты и оросительные системы. Он также увлекался земледелием и животноводством. В Аранхуэсе король устроил что-то вроде опытной фермы, где ставил эксперименты с растениями. К зданию своего дворца он приказал пристроить два крыла. В таком виде дворцовый ансамбль существует до сих пор.
Сын монарха-полевода и строителя, как это часто бывает, оказался полной противоположностью родного папаши. Вся его энергия уходила лишь на развлечения. Карлос IV изощрялся в забавах. Это он придумал так называемые «конные танцы» в Аранхуэсе. «Танцы» представляли собой довольно необычное зрелище. В нем участвовали только принцы и офицеры двора, одетые в нарядные разноцветные костюмы. Наезники – обычно 48 человек, разбирались на четыре шеренги. Эти группы то сходились, то расходились, кружились, выполняя различные приемы верховой езды. Получалось что-то среднее между военным парадом, состязаниями по выездке и бальными танцами.
Другим развлечением великовозрастного монарха были «потешные» сражения на реке. Он приказал построить что-то вроде маленькой крепости на берегу Тахо со стенами, бастионами и пушками разного калибра. Тут же содержалась и «потешная» флотилия из нескольких кораблей. Король очень любил пушечную пальбу. Правда, говорят, большинство придворных ее не выносили и старались саботировать участие в королевских забавах.
|
|
КТО МЫ? Креативное агентство RUSMEDIA.ES, работает в Испании с 1999 года. Хотите быть в курсе событий и выгодных предложений русскоязычной Испании? Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и Telegram. |
ВАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛИЕНТЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ! С НАМИ РЕКЛАМА ДОСТУПНА КАЖДОМУ! E-mail: info@rusmedia.es Tel./WhatsApp: +34 678 750 080 |