Испания – ворота Европы для многих, ищущих лучшей доли. К тысячам ежедневно приплывающих африканцев, прилетающих латиноамериканцев, добавились украинцы и россияне.
Русскоязычные группы социальных сетей пестрят вопросами об адаптации от «понаехавших». «Ответки» от старожил разные: от ехидства - до прямых оскорблений, но есть и адекватные – честно делящиеся опытом. Последних, к слову, не так уж и много. В этом болотце встречаются и настоящие змеи, навязывающих обманом свои сомнительные услуги.
Не случайно, проблеме рабского труда и вовлечения украинок в проституцию трубят испанские СМИ уже который год. Леденят кровь новости о расправах мачо над российскими женами.
Сколько еще подстерегает опасностей неискушенных, поверивших в пропаганду об европейских ценностях, без оглядки бежавших, в расчете на лучшее. Нет, конечно, есть свои ценности, и их немало, но до них нужно еще суметь добраться, и желательно живым.
Незнание языка, устройства государственной и муниципальной системы власти, здравоохранения, образования, налогообложения, социального обеспечения, работы правоохранительных органов и много другого превращает первые годы жизни на чужбине в настоящий ад. Не все выдерживают – уезжают, падают на дно, спиваются. В общем, не только Дона Кихота поджидают здесь ветряные мельницы.
На фоне не самой оптимистичной картины, мне, профессиональному журналисту, уже третий десяток живущей и пишущей о Европе, случайно попалось видео, в котором одна наша соотечественница рассказывает о своем проекте – путеводителе для прибывающих в Испанию русскоязычных мигрантов. Меня подкупил ее оптимизм, объективность, уверенность и знание существа непростой судьбы иностранца.
Найти мою визави не составило труда, оказалось, что ОКСАНА ТЕЛЕГУЗ – медийная фигура на нашем пространстве.
И вот, я у нее в гостях, в уютном кабинете с окнами на живописую живую изгородь, утопающую в ярких цветах южного средиземноморья в пригороде Аликанте. С наивными и не очень вопросами обратилась к ней.
- Оксана, не скрою, навела справки, почитала и посмотрела интервью с Вами. И мне захотелось, чтобы Вы поделились с нашей читательской аудиторией, искушенной и не очень, своим опытом не только выживания, но и становления, успеха – что особенно непросто вдалеке от родины. Меня поразило, что одна из моих коллег в разговоре назвала Вас «продюсер добрых дел». Вы – местный Робин Гуд?
- Что ж, начнем с конца. Робин Гуд для меня – антигерой. Во-первых, грабить – нехорошо, во-вторых, разовое благодеяние никогда не решает проблемы: нужно научить, как не попадать в тяжелые ситуации или как из них быстро выбраться. Насчет «продюсер» — это совсем далекое от наивности и бескорыстия занятие. При всем этом, благотворительность и волонтерство – моя жизнь уже последние двадцать лет.
- То есть речь идет именно о социальном предпринимательстве?
- Знаете, чтобы помогать нуждающимся, нужно иметь материальный ресурс. Выпрашивать от государства копейки, уговаривать слезными историями – это малоэффективно, порой пошло, иногда не этично.
У кого сегодня сосредоточены материальные ресурсы? – у бизнеса. Значит, нужно применять взаимовыгодные формы взаимодействия. И их много. Например, налоговые вычеты при направлении части прибыли в благотворительные организации. Проведение социальных ярмарок – создается ликвидная площадка для продажи товаров, взаимен часть от дохода – в копилку нуждающимся.
Важный момент – профессионализм, причем с обеих сторон. Знаете, чтобы помогать другим – тоже нужно учиться. Кстати, в возглавляемой мной некоммерческой организации помощи соотечественникам, оказавшимся в трудной ситуации «ДАР», давно запущен такой проект обучения волонтеров.
- С какой главной проблемой, на Ваш взгляд, сталкиваются наши переселенцы?
- Начну с того, что «наши» - лично для меня и моей организации, это - все, кто говорят на русском языке. В основу мы заложили именно языковую идентичность, поскольку незнание испанского на первых этапах жизни здесь – главная проблема. Отказаться от изучения языка страны, где планируешь провести всю оставшуюся жизнь – значит добровольно обречь себя на изоляцию.
Пока учите первые слова, все-равно нужно кушать, ходить к врачу – социализироваться. Именно на этом этапе очень будет востребован наш Путеводитель, который готовим в команде с испанскими юристами, специалистами разных областей. Это вполне себе внушительный фолиант. Нами проведена огромная работа.
- В каком виде Путеводитель будет доступен, как именно его создают?
- На протяжении нескольких лет мы оказываем бесплатную консультативную помощь в формате «вопрос – ответ» на нашей социальной платформе «TODO BIEN». Все ответы – профессиональные, привлекаем испанских квалифицированных специалистов, которые отвечают сами напрямую.
Так сформировалась приличная база из нескольких тысяч советов, их классифицируем по многим параметрам – сферы применения, возраста и возможностей мигрантов и т.д. По окончанию работы, сделаем его в формате онлайн доступном для всех.
- Что для Вас пример успешной интеграции мигранта?
- Когда человек имеет возможность реализовать свои планы, квалификацию, опыт, а не находится в качестве почти бесплатной рабской силы или попрошайки на улице.
- И много таких примеров?
- Немного, но они есть.
- Вы искренне верите в такую возможность?
- Я не просто верю – знаю. Моя жизнь, жизнь моего мужа – профессионального программиста тому пример. Важно не опускать руки, не обнулять самого себя. Не нужно убеждать, что долгий и трудный путь - начинать заново. Не начинать - жизненный багаж уже за плечами. Мы сейчас ведь говорим о взрослых мигрантах – дети очень быстро и качественно адаптируются, благодаря местной культуре особого внимания и любви к младшим. Итак, не начинать – а реализовываться на новой площадке, со своими плюсами – ради которых вы сюда и ехали.
Здесь важна информация – куда и как. Есть высшее образование? – признавайте! Регистрируйтесь в Службе занятости – идите на бесплатные курсы, осваивайте востребованную здесь профессию, чтобы прошлые знания тоже были применимы. Все границы – только в наших головах. Печальные истории о моющих унитазы профессорах – пример их личного выбора, в Испании нет сегрегации, расизма. Да, есть кумовство, но дорогу осилит идущий. В этом мы и помогаем.
К слову, мне очень нравится, что здесь есть культура уважения человека, личности. Официант, дворник, работник на мусоровозе – одинаковое уважение окружающих к ним, как и к директору банка. Так принято. Это – этично. К слову, некоторые «нетоварищи» привозят с собой спесь и заносчивость, за что, несомненно, прилетит в свое время – сожженной машиной, анонимными кляузами и прочими «подарками» от местных. Закон бумеранга.
- «Наши» бывают такими разными, да?
- Еще как, особенно в первый год пребывания. Пока не кончатся накопления, вместе с ними и исчезают понты. Но у некоторых, долго еще сохраняется фантомный синдром. Наверное, поэтому совокупность русскоязычных из постсоветского пространства сложно идентифицировать как диаспору - нет единства, сплоченности.
— Это Вы о хейтерах?
- Больные люди. Психологи давно отнесли эту форму графоманства к проблеме заниженной самооценки. Вымещать свою неполноценность на незнакомых людях – настоящая эпидемия. Лично для меня это – не проблема, а – бесплатная реклама. Чего только обо мне не писали.
Для меня мерилом порядочности служит моя душа и отзывы тех, кому я и моя команда сумели помочь. Нашим достижениям и опыту посвящена моя книга «Помочь, нельзя отказать», которая готовится к публикации, а также видеоцикл про волонтеров «Гордость без предубеждения».
- Щекотливый вопрос – украинцы и россияне. В начале войны соцсети превратились в настоящие полигоны: некоторые обозленные вновь прибывшие с Украины выплеснули столько агрессии на тех, многие из которых давно живут с европейскими паспортами россиян. Как сейчас?
- Любой мигрант на первых этапах – нервный, а тут такое: война. Для живущих в Испании россиян СВО явилось полной неожиданностью. Нет вины среди живущих здесь ни россиян, ни украинцев. Потому все со временем успокоилось. У нас у всех здесь одни проблемы. Мы тогда сразу запустили проект «SOS, UKRAINA», помогли более чем тринадцати тысячам приехавших семей.
- Как на все хватает времени? Я уже потерялась в перечне проектов, таких разных – от волонтерской помощи мигрантам, семьям с детьми – инвалидами – до продюсерского центра «ORAN JAZZ», от деревни для цифровых кочевников – до организации праздников.
- Я человек – драйвер, сканер. Это ничего не имеет общего с непостоянством. Пробую себя во всем, что вызывает интерес. Так дипломированный педагог, учитель географии и биологии, после Камчатки совершает более 80 прыжков с парашютом, бросает аспирантуру и уходит в бизнес, потом уезжает в Испанию, где, помимо профессии мамы троих детей, с утра до ночи носится с новыми идеями.
Как на все хватает? Не цепляюсь за то, что не приносит результатов, за людей, с которыми оказалось не по пути. Помогать можно по-разному, и это вовсе не подвиг – а обычный человеческий поступок, делай добро – и оно тебе вернется. Делай на совесть, профессионально.
- Многие, рассматривая Испанию для переезда спрашивают о плюсах. Какие они были у Вас?
- Были и есть. В этом вопросе я проявила основательность – знала, что переезжаю навсегда, пускаю корни. Осознанно сменила московскую жизнь на море, солнце, тихий пригород, общество с другим мировоззрением, другими целями.
Мне нравится, что здесь можно быть самим собой, не бежать, обгоняя других, не нужно доказывать, что ты – лучший, бояться, что не получится.
По душе местная семейственность, обращение даже к постороннему «дорогой», «любовь моя», «королева». Дети – настоящий культ всеобщего обожания. Импонирует радушие к иностранцам, инклюзивный подход к обучению и трудоустройстве инвалидов. Есть много хорошего.
- Даже нет пресловутой ностальгии?
- В смысле тоски по родине – точно нет. В наш век технологий расстояние в тысячи километров преодолеваешь в течение непродолжительного сна в салоне самолета. Скучаю по близким, по театру, выставкам. Здесь тоже есть своя культурная жизнь, но она другая по качеству, уровню. Потому, если честно, в местные учреждения такого толка редко захожу. При всем уважении.
- Но есть и свои проблемы? Какие наиболее существенные?
- Растущий уровень преступности, за эти полгода, по статистике, было совершено более 10 млн преступлений на неполные 50 млн населения, все чаще убивают, грабят, насилуют, похищают детей. Полиция не справляется, или даже не стремится справляться. Недавно в мировом рейтинге безопасности Испанию поставили после Бутана. Печально, конечно.
Особенно, когда испанские власти публикуют статистику, в которой больная часть преступников - мигранты. Увы, выходцы из бывшего СНГ тоже мелькают в сводках. На то есть и объективные причины, конечно. Безработица – одна из самых высоких по ЕС, особенно в межсезонье на побережье. Инфляция, рост цен, зарплаты ниже, чем в Польше. Высокие налоги.
А еще - беспорядок в доступе к оформлению документов для иностранцев, в консульство российское за обменом паспорта просто так тоже не попасть.
- А проблемы с ювенальной юстицией?
- Нам приходилось оказывать содействие в привлечении адвокатов к решению таких случаев. Могу с уверенностью сказать: дыма без огня не бывает. До того, как приходят забирать ребенка – есть свои тревожные звоночки, которые иностранцы часто игнорируют. Например, мало кто знает, с 6 лет – школа обязательна к посещению, прививки тоже. Классный руководитель следит за одеждой, состоянием здоровья, синяками на теле, что в коробке для завтрака из дома, слушает все детские разговоры. И передает в соцслужбу, где не все без греха в стране с нулевой рождаемостью среди местных.
- Какие самые частые ошибки совершают наши мигранты?
- Прежде чем выбирать для переезда Испанию, следует навести справки по жизненно важным вопросами, правильно выбрать регион, определиться на что вы будете жить. Многие представляют страну в качестве рая моря и солнца. Некоторые встают на очень непростой путь нелегалов.
Я уже несколько лет размещаю на YouTube видео, посвященные актуальным проблемам миграции в Испании, знакомлю с примерами успешного бизнеса соотечественников, рассказываю о личном примере – как работает и живет семья.
Ко мне часто обращаются с просьбами о помощи тогда, когда ситуация запущенная. Всегда хочется ответить – почему так поздно? На стадии подготовки переезда мои советы будут более эффективные.
Например, программист с семьей. Многие приезжают и остаются нелегально. Мол, работаю удаленно, а потом как-нибудь все оформим. Можно и так, конечно. Но если с вами жена и дети. Им необходимо социализироваться - школы, врачи.
Еще одна типичная ошибка – нужно непременно в центр Мадрида, Барселоны, Марбельи. Но для семей с детьми жить там не так уж и комфортно. Есть много небольших населенных пунктов с развитой инфраструктурой, замечательной природой, да и местные там очень приветливые и гостеприимные. Кстати, мы готовим проект создания деревень для цифровых кочевников, которые будут отвечать всем их требованиям. В его рамках есть много интересных предложений и для работающих удаленно, и для инвесторов.
Сейчас многие пытаются оформить студенческие визы, но попадаются на удочку мошенникам. Например, не так давно один москвич, выпускник вуза, отличник, купил курс фламенко в Малаге, потому что ему гарантировали вид на жительство под него. Он получил отказ. Я бы, обратись он ко мне ранее, посоветовала бы подать онлайн диплом на признание в министерство образования и отправить документы на зачисление в ВУЗ.
Специалисту с опытом – признать диплом и пойти на курсы по смежной или аналогичной специальности – и язык быстро выучить можно, и получить гарантированную достойную занятость.
После начала войны в Украине среди мигрантов особенно много людей творческих профессий, специалистов высокого уровня. Так у меня родилась идея, которая воплотилась в создании площадки – продюсерского центра «ORAN JAZZ» для помощи им в становлении на новом месте.
Предпринимателям заранее стоит узнать о возможных формах ведения бизнеса, особенностях налогообложения и льготах, спросе на товары и услуги на конкретном региональном рынке.
Особенное внимание стоит уделить изучению языка, культуры, традиций, правил, законов. Последние во многом отличаются от привычных нам.
- Проблема взаимопомощи в русскоязычной диаспоре насколько актуальна?
- Я уже говорила, что наша диаспора крайне разрознена. Причин много. Но когда наступают сложные времена, в одиночку выстоять непросто. Да, есть в Испании Красный крест, церковные приходы, разовая помощь социальных работников при мэрии, но они не всегда доступны и эффективны. Система социального государственного страхования ориентирована на местных и на тех, кто много лет непрерывно работает.
Мы пережили ковид, когда многие остались без возможности работать и голодали. Затем пришла волна украинских беженцев, которым негде было жить. А еще есть семьи с особенными детьми, где родители просто не знают в какие двери стучать.
Всем этим занималась и занимается возглавляемая мной некоммерческая организация помощи «ДАР». На страничке в Instagram мы подробно рассказываем об этом.
Будем рады и волонтерам, и тем, кто решится на благотворительность или примет участие в нашем взаимовыгодном социальном партнерстве. У нас много проектов, участие в которых принесет и помощь нуждавшимся, и прибыль участвующим предпринимателям.
- Благодарю за рассказ, интересный и полезный для многих мигрантов и тех, кто только собирается в Испанию. Желаю удачи во всех проектах.
- Спасибо большое. Я открыта для сотрудничества. Всем соотечественникам желаю мира, благополучия и процветания в Испании.
www.instagram.com/asociacion_dar?igsh=Y3FranljdDAwdm85
www.facebook.com/OkTeleguz
http://www.asociaciondar.es/
www.todobien.es
www.tiktok.com/@ok_teleguz?_t=8peksczQd7J&_r=1
Беседовала Ольга Довгань
специально для
russianspain.com
16.09.24
|
|
КТО МЫ? Креативное агентство RUSMEDIA.ES, работает в Испании с 1999 года. Хотите быть в курсе событий и выгодных предложений русскоязычной Испании? Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и Telegram. |
ВАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛИЕНТЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ! С НАМИ РЕКЛАМА ДОСТУПНА КАЖДОМУ! E-mail: info@rusmedia.es Tel./WhatsApp: +34 678 750 080 |