Цыгане живут в Испании на протяжении шести веков. Однако держатся они до сих пор обособленно, и многие испанцы продолжают считать их чужаками.
Первые цыгане появились на Иберийском полуострове в начале XV столетия, когда здесь шла реконкиста – война между испанцами-христианами и мусульманами, потомками арабов и выходцев из Северной Африки, завоевавших Испанию еще в VIII веке. Цыгане были христианами. Они говорили, что бежали от турецкого нашествия. И это вызывало у местного населения симпатии.
Цыган испанцы приняли по началу хорошо: дали возможность кочевать по стране, тогда еще разделенной на отдельные королевства. Мусульмане их тоже особо не притесняли.
Все изменилось в царствование так называемых «католических королей» Изабеллы и Фердинанда в самом конце XV столетия. Короли покончили с арабским владычеством и объединили страну. Одновременно иудеям и мусульманам было приказано принять христианство, а цыганам – забыть свой язык и говорить только по-испански, трудиться на феодалов и, вообще, ничем не отличаться от остальных испанцев. В противном случае им предписывалось в двухмесячный срок покинуть страну.
Нарушителей ждал кнут, им отрезали уши и, в конце концов, принудительно высылали за пределы Испании. За цыганами присматривала вновь созданная Святая инквизиция под эгидой выходца из семьи крещеных евреев Томаса де Торквемада. Действовала она беспощадно. Однако многого ей не удалось добиться. Цыгане от своих традиций не отказались. Разве что со временем утратили родной язык.
Не изменили своим традициям цыгане и поныне. Считается, что за многие века они так и не интегрировались в испанское общество. Живут обособленно, в лачугах без удобств, своеобразных добровольных гетто. А до недавнего времени вообще вели кочевой образ жизни.
И это, как отмечают социологи, вовсе не свидетельство их нищеты, а скорее дань традиционной форме жизни – обитатели лачуг порой имеют капитал наличными или вложенный в золото, который даже не снился другим гражданам страны. Такая ситуация продолжает порождать полемику вокруг цыган: стоит ли помогать им, пытаться приобщить к современной испанской цивилизации, или оставить их в покое, чтобы они и в дальнейшем могли жить так, как хотят.
Пожилые испанские цыгане всегда легко узнаваемы. Они носят усы и длинные волосы. Ходят всегда в темном костюме, шляпе, тряпичных теплых домашних тапочках и с тросточкой с кисточками. На груди обязательно золотой крест на золотой цепочке, толщина которой зависит от достатка семьи.
Кстати, семья для цыган – дело святое. Цыганский разгул – это легенда, как и разговоры об их нечистоплотности. Цыганские женщины целыми днями стирают, моют, гладят одежду. Внебрачные связи в их среде не допускаются. Цыганки любят покричать, поспорить, но отношение к мужьям у них трепетное.
Многие испанцы считают цыган чужаками, относятся к ним недоверчиво, стараются держаться подальше. Ну, это, как говорится, на бытовом уровне. На официальном – цыгане являются полноправными гражданами, и власти стараются продемонстрировать им свою заботу. Многие политики нередко встречаются с представителями этой группы населения.
Отметим, однако, что государственные программы помощи цыганам, принимаемые в последние десятилетия, в основном проваливаются. И вина здесь не только в том, что эти программы порой плохо продумываются или финансируются. Сами цыгане, к примеру, часто противятся переселению из лачуг в многоквартирные дома, в которых нельзя заниматься привычным делом – держать домашних животных и птиц, устраивать склад вторичного сырья, ремонтировать грузовики и фургончики, организовывать шумные праздники под открытым небом и так далее. Да и детям – а в цыганских семьях, принято иметь многочисленное потомство – негде порезвиться.
Беда в том, что после происшедших в прошлом веке изменений, связанных с ломкой традиционных форм ведения сельского хозяйства, многие из цыган были вынуждены переселиться в большие города, в том числе в зоны лачуг на их окраине.
Кстати, испанские цыгане никогда не попрошайничают. Они работают на сборе вторичного сырья, занимаются уличной торговлей – продают дешевую одежду, фрукты, овощи и цветы. Одновременно, цыганская среда порождает в Испании довольно много правонарушений. Некоторые кланы занимаются наркоторговлей. К примеру, под Мадридом есть поселок Каньяда Реаль, основной промысел местных цыган – торговля наркотиками.
Самым знаменитым налетчиком среди цыган был умерший пять лет назад Хуан Хосе Морено по кличке Бычок. Он начал угонять автомобили в 9 лет, затем совершал дерзкие налеты на банки, побеги из тюрьмы, организовывал мятежи заключенных. Добычей он делился с беднотой, за что прослыл неким цыганским «Робин Гудом». Со временем Бычок, который провел за решеткой в общей сложности 25 из 42 лет жизни, стал героем фольклора, а также документальных и художественных фильмов.
В последние годы в Испании было создано несколько общественных организаций цыган, которые стремятся преодолеть вековую обособленность и интегрировать свой народ в испанское общество.
Неоценим вклад испанских цыган в развитие музыкальной культуры страны. Это они создали знаменитый жанр «фламенко» с пением и танцами под гитару и стук кастаньет. Естественно, что самыми знаменитыми исполнителями фламенко до сих пор остаются цыгане. Вспомнить хотя бы ушедшего из жизни Камарона де-ла Исла. Сегодня в этом жанре лидирует певица Нинья Пастори, танцовщик Хоакин Кортес, гитарист Томатито и многие другие известные цыганские артисты.
|
|
КТО МЫ? Креативное агентство RUSMEDIA.ES, работает в Испании с 1999 года. Хотите быть в курсе событий и выгодных предложений русскоязычной Испании? Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и Telegram. |
ВАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛИЕНТЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ! С НАМИ РЕКЛАМА ДОСТУПНА КАЖДОМУ! E-mail: info@rusmedia.es Tel./WhatsApp: +34 678 750 080 |