1. Культура
  2. А В ХРАМЕ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА…

А В ХРАМЕ МУЗЫКА ЗВУЧАЛА…

Новости Русской Испании 12 октября 2016

…И пение детских голосов
Меня до неба поднимало,
Благоговение певцов...

Недалеко от станции метро «Turia», почти в центре Валенсии, есть небольшая и скромная улица Norte. Нет на ней ни ревящего потока машин, ни светофоров, ни вечно спешащей городской толпы, ни особых величественных и памятных строений…
Но есть особое место, куда в будни и праздники спешат православные христиане – приход Св. Георгия Победоносца. Небольшое, скромное, но очень уютное помещение вмещает всех прихожан, желающих слиться единой горячей молитвой к Господу.
Наш детский церковный хор начал свое существование в октябре 2013 года. По благословению батюшки Сергия впервые в храме зазвучали поющие детские голоса. Это было 14 октября, в день великого праздника Покрова Богородицы. Для меня это был чудесный и волнительный момент – особая значимость начать такое ответственное дело под защитой, под покрoвом нашей Заступницы. Наш приход словно ожил, «запел», наполнился особой детской, чистой энергией. Теперь дети спешили вместе с родителями не только на службу, но и самостоятельно потрудиться во славу Божью.
Цели и задачи сформировались сразу, как только появилась идея создания детского хора. Наша главная цель – развивать духовное начало в наших детях, строить крепкий духовный фундамент в душе ребенка, через пение также можно познавать истины и духовные нормы жития согласно заповедям Христа.
Пение, как известно, это естественный и любимый вид деятельности детей. Через пение ребенок приобщается к Божественному миру, расширяет свои знания, развивает русскую речь. Поэтому я уделяю огромное количество времени выбору достойного и правильного репертуара для наших хористов. Не каждая песня может быть исполнена нашим хором. Вначале отбираю 20 произведений, потом из них выбираю десять и уже наконец оставляю только пять самых ценных и по музыке, и по тексту. Эта кропотливая работа по отбору репертуара потом вознаграждается на занятиях, когда я слышу от учеников: «А давайте еще раз споем эту песню...» или «Спойте нам еще раз...», при этом вижу восторженные глаза детей, полные удовольствия от осознания причастности к великому делу – петь песни о Боге.
Никогда не возьму в работу материал, который пуст: если в мелодии нет той сокрытой интонации, от которой потом запоет струна детского сердца; если в тексте не чувствуется духовное ядро, тот духовный кирпичик, который с особой благодатью проникнет в детскую душу и останется там на всю жизнь.
Особый пласт в нашем репертуаре занимают церковные песнопения. Праздничные тропари, кондаки, величания дети усваивают с необычайной легкостью. К моему удивлению, они схватывают церковный текст, как говорят, на лету. А ну-ка, попробуйте, дорогие взрослые, спеть на память кондак Рождества, а тропарь Пасхи на греческом, а может, на латинском знаете? Даже бывалый клирошанин растеряется от неуверенности и не удержится, чтобы не заглянуть в ноты, – что уж тут говорить. Эти дети чистые и светлые душою, принимают все церковное и Божественное с завидной легкостью, как естественное и родное начало.
В будущем мы будем расширять наш церковный репертуар. К Пасхе планируем разучить тропарь, кондак, задостойник Пасхи и торжественные стихиры. Наша общая цель – через несколько лет увидеть наших хористов, поющих на клиросе. Чтобы наши дети, повзрослев, владели полным репертуарным багажом для Пасхальной, Рождественской, воскресных служб.
Хор живет по православному церковному календарю, за учебный год мы проходим два важных периода – Пасху и Рождество, поэтому наши занятия являются беспрерывной подготовкой к этим датам. Наши маленькие певцы – настоящие трудяги. Каждое занятие (а мы занимаемся по четвергам, один раз в неделю по полтора часа) проходят достаточно интенсивно, нагрузка далеко не маленькая для певцов. В нашем распоряжении всего несколько недель для подготовки рождественского и пасхального репертуара.
Результатом нашей совместной работы является детский хоровой концерт, где главный зритель – это наша многочисленная «церковная семья». Дети всегда радуются концерту, для них это – праздник, да что уж говорить, целое событие в жизни. А для меня концерт – не развлечение и увеселение прихожан, нет, это своеобразный строгий и серьезный экзамен. Это – результат моей работы, то, чему я смогла научить моих учеников за определенный период.
Это касается не только духовного воспитания или освоения музыкально-хоровой дисциплины, здесь еще затрагивается и нравственное воспитание хориста, его культура поведения в коллективе: уважение друг к другу, к совместному труду, взаимопонимание и взаимопомощь, доброта, сопереживание, ответственность – все и не перечислить, это – лишь часть тех норм, которые я стремлюсь привить воспитанникам на занятиях и концертах.
В этом году мы разделили хор на 2 группы: младшую (5–8 лет) и старшую (8–13 лет). Это позволило мне расширить репертуар в обе стороны и кропотливо работать над каждым произведением в каждой группе. Все церковные песнопения мы разучиваем и исполняем сводным составом, а светские песни – у каждой группы свой репертуар. Это понятно, что задачи и методический подход работы с детьми разного возраста различны. Но, несмотря на это, требования к певцам у меня едины – высокая культура исполнения.
Особым нюансом является артикуляция и произношение текста песен. Дети испытывают большие трудности не только в произношении, но даже в понимании многих русских слов. Да-да, не удивляйтесь! Примерно 60% нашего времени на занятии охватывает работа с текстом. Особенно трудности испытывают те дети, которые родились в Испании. У меня складывается такое ощущение, что родившийся здесь ребенок уже располагает речевым аппаратом, далеким от фонации русского. Например: ребенок вместо «стул» скажет «стуль», а вместо «ложка» – «льёска». На занятиях порою приходится оттачивать (не побоюсь сказать) каждое слово, добиваясь чистоты звучания и произношения. Зная эти трудности, я заранее готовлю на занятия упражнения с буквами (звуковые игры), скороговорки, короткие стишки для отработки чистого фонационного звука (порою ощущаю себя не хормейстером, а логопедом).
Особое уважение у меня вызывают те родители, которые стремятся и делают все возможное и невозможное для укрепления русского языка в речи ребенка, терпеливо и настойчиво поправляют и повторяют многократно правильность произношения того или иного слова. К сожалению, таких родителей не много. С этой же целью в прошлом году я была инициатором создания детской библиотеки в нашем приходе. Книги находятся в свободном доступе. Каждый родитель, придя в храм, может выбрать книги и читать их дома вместе с ребенком без какого-либо ограничения времени. Я благодарна всем жертвователям, благодаря которым у нас появились детские книги. Спасибо всем!
Но возвращусь обратно к теме детского хора: а полезен ли он вообще ребенку? Многие родители скептически покачают головой, а некоторые вообще ничего не ответят. Давайте вместе разберемся.
Хор – это коллективная музыкальная деятельность, в которой певцы – главные участники всего процесса. Не инструменты, скрипки или барабаны, как в оркестре, а живые люди, каждый ребенок – это личность, с душой и сердцем, разумом и характером. Хор, я бы сказала, это хороший, добрый, коллективный «педагог», который не осудит, не унизит.
Придя в коллектив, дети учатся новому общению, налаживанию новых контактов не только со сверстниками, но и детьми старшего возраста. Замечено, что вне школы ребенок выстраивает совершенно другие дружественные отношения, он учится чувствовать ответственность за общее дело, сопереживать, помогать рядом стоящему товарищу. Идет психическое и нравственное развитие ученика за пределами школы. Уходит замкнутость, стеснительность, приходит уверенность, повышается самооценка, самоконтроль, познание своего «Я» и своих возможностей, без утайки возможность выражать свои чувства и эмоции благодаря музыке.
Хоровое пение развивает умственное и физическое состояние ученика. Благодаря запоминаю многочисленного текста развивается мозг и память, артикуляционный аппарат, а вместе с ним и речь, развивается познание окружающего мира, правильная осанка при пении укрепляет мышцы спины. Ребенок чувствует себя значимым на протяжении всего исполнительского процесса, отсюда появляется уверенность, он становится раскрепощенным и открытым, страх выступлений перед публикой исчезает, а это благотворно влияет на сдачу экзаменов в школе и будущую профессиональную жизнь.
Не забывайте, что хор – это еще и вокал, и все музыкальные способности, связанные с ним. Регулярные занятия хором развивают музыкальный слух и музыкальную память, координацию между голосом и слухом (занятия по инструменту не дадут такой возможности), улучшают звуковысотное интонирование, чувства ритма и т.д. Другими словами, я бы сказала, хор помогает развивать музыкальные способности ребенка в едином комплексе, гармонии. Хор – это также работа голоса, уникального по природе инструмента, который способен передать тысячи оттенков грусти и радости. Ребенок учится познавать себя, выражая свои эмоции и чувства через звук, через его подачу. Он учится слушать и слышать.
Давно медициной уже доказано, что пение приносит здоровье, являясь профилактикой всех простудных заболеваний и ОРЗ. Дети, поющие в хоре, меньше болеют, т.к. во время пения активизируется весь дыхательный и голосовой аппарат: активный вдох и медленный выдох прочищают нос, легкие, бронхи, гортань разогревается и очищается от слизи. Активно работает диафрагма, она приводит в тонус все мышечные ткани живота, отсюда улучшается пищеварение, появляется аппетит. В момент пения вырабатываются особые гормоны покоя и радости. Ребенок, пришедший из школы, имеет возможность переключиться на другой вид деятельности – и вот уже забыты школьные неприятности и обиды.
Для всех детей, желающих научиться петь, у нас открыты двери. Пойте вместе с нами! Мы проводим занятия в храме по четвергам с 17:45 до 19:30.
Татьяна Лохмотова, руководитель детского церковного хора при храме Св. Георгия Победоносца, улица Norte, 6, Валенсия



Наши эксперты:

Размещение рекламы

(+34) 678 750 080

Остались вопросы?
Звоните в редакцию и мы ответим на любые ваши вопросы
Это интересно:

Контакты рекламного отдела
 
Отдел рекламы работает по будням с 9.00 до 18.00.

Телефон: +34 678-750-080
E-mail: info@rusmedia.es


КТО МЫ?
Креативное агентство RUSMEDIA.ES, работает в Испании с 1999 года.
Хотите быть в курсе событий и выгодных предложений русскоязычной Испании?

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и Telegram.
ВАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛИЕНТЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ!
С НАМИ РЕКЛАМА ДОСТУПНА КАЖДОМУ!
E-mail: info@rusmedia.es Tel./WhatsApp: +34 678 750 080

  Группы в Facebook:
Испания Работа Вакансии Резюме Подбор персонала
Русская Barcelona (русские в Барселоне)
Русский Madrid (Русские в Мадриде)
Русская Malaga (Русские в Малаге)
Русская Marbella (Русские в Марбелье)
Русская Торревьеха, Аликанте, Бенидорм, Коста Бланка
Telegram-каналы:
РАБОТА В ИСПАНИИ
ИСПАНИЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
БАРСЕЛОНА и КАТАЛОНИЯ
МАДРИД
ВАЛЕНСИЯ
БЕНИДОРМ и КОСТА БЛАНКА
АЛИКАНТЕ и КОСТА БЛАНКА
ТОРРЕВЬЕХА и КОСТА БЛАНКА
МАЛАГА и КОСТА ДЕЛЬ СОЛЬ
МАРБЕЛЬЯ и КОСТА ДЕЛЬ СОЛЬ
ТЕНЕРИФЕ и КАНАРСКИЕ ОСТРАВА

Подать объявление Объявления о продаже Карта сайта Топовые запросы Разделы О компании Помощь
Бренды и логотипы Elcontacto являются собственностью их владельцев. ВНИМАНИЕ! Размещение любого объявления на портале Elcontacto является подтверждением вашего согласия со всеми условиями пользовательского соглашения Elcontacto! Наша почта info@elcontacto.ru