ЭКОНОМИКА И ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАТЫ ИСПАНЦЕВ
Новости Русской Испании
12 октября 2016
Испанцы впервые с 2007 года увеличили рождественские траты, что, по мнению экспертов, свидетельствует об улучшении экономической ситуации в стране.
Речь идет о расходах на подарки, праздничный стол и лотерейные билеты. По статистике, именно накануне Рождества испанцы имеют обыкновение делать наибольшее количество покупок. В 2007 году, перед началом кризиса, каждая семья тратила в праздники в среднем 951 евро. Затем расходы снижались и в 2013 году составили лишь 650 евро. А в 2014 году впервые зафиксировано их увеличение − до 680 евро. И это, по мнению экспертов, отражает улучшения в экономике − рост ВВП и снижение безработицы.
Кризис изменил привычки испанцев
За годы экономических неурядиц, когда четверть трудоспособного населения оказалась без работы, а многие из тех, кто продолжали трудиться, боялись в любую минуту остаться не у дел, испанцы стали тщательней обдумывать свои покупки, в том числе и на Рождество. Еще одна благоприобретенная привычка − покупки в торговых центрах с умеренными ценами, а также на воскресных уличных базарах и в китайских магазинах.
Так что в предпраздничные дни особо напряженно из-за наплыва покупателей работали в Испании такие торговые центры, как принадлежащий испанскому капиталу «Hipercor», французскому – «Al Campo», «Carrefour» и» Dia», немецкому – «Lidl» и «Media Markt». До кризиса многие испанцы на Рождество путешествовали за границу, а среди подарков преобладала аудио- и видеотехника, книги и детские игрушки. Отныне подарки стали более практичными: покупается в основном одежда и обувь. Ну а зарубежные вояжи заменили поездки к родственникам в сельскую местность.
Верность традиции
Что же касается рождественского и новогоднего стола, то он в годы кризиса особых изменений не претерпел. На столе у испанцев по-прежнему жареный барашек, поросенок, индейка и множество морепродуктов. Единственная корректива, внесенная кризисом − продукты стали покупать заранее и замораживать. Ведь в канун праздников цены на некоторые из них поднимаются втрое.
Еще одна статья праздничных расходов, неподвластных кризису, − лотерейные билеты. Разыгрываются две крупнейшие лотереи − рождественская (22 декабря) и «лотерея младенца» (6 января − в праздник библейских волхвов). По данным Организации потребителей и пользователей, в этом году каждая семья потратила на лотерею порядка 97 евро. Что касается затрат на подарки и продукты, то они составляют примерно одинаковую сумму − соответственно 300 и 283 евро.
Экономика улучшается
Увеличение рождественских трат − следствие улучшения экономической ситуации в стране, считают эксперты. По предварительным данным, ВВП Испании увеличился в 2014 году на 1,3−1,4 процента, в то время как в 2013-м он снизился на 1,2 процента. Свидетельствует об улучшении ситуации и такой показатель, как увеличение продаж автомобилей − почти на 19 процентов. Безработица снизилась за год с 27 до 23,6 процента трудоспособного населения.
Перемены к лучшему стали возможны благодаря двум факторам: реформам и финансовой помощи Евросоюза. К примеру, реформа трудового законодательства позволила сделать более гибкими отношения на производстве, в частности либерализовать процесс найма трудящихся. Она позволила также работать не на полной ставке, что ранее не допускалось. Ну а помощь ЕС помогла стабилизировать финансовую систему, восстановить банковское кредитование предприятий и частных лиц.