1. Разное
  2. КАК ИСПАНЦЫ НЕБО РОССИИ ЗАЩИЩАЛИ…

КАК ИСПАНЦЫ НЕБО РОССИИ ЗАЩИЩАЛИ…

Новости Русской Испании 12 октября 2016

В годы Второй мировой войны тысячи бывших республиканских бойцов взялись снова за оружие и внесли ощутимый вклад в разгром фашизма в Европе. Плечом к плечу с солдатами союзных армий (а порой и сведенные в чисто «испанские» части, как это было во Франции, где испанцы в составе танковой дивизии Леклерка первыми вступили в Париж и активно участвовали в освобождении южной части страны) они воевали практически на всех фронтах этого грандиозного сражения.
В составе Красной Армии тоже сражалось несколько тысяч испанских добровольцев. Большинство – в партизанских и диверсионных подразделениях, действовавших в тылу противника. Однако они были и в действующей армии, на флоте и, конечно, в авиации.
Первоначально у советского командования были планы организации «испанской» эскадрильи или даже полка по примеру «Нормандии», однако в дальнейшем из-за разных причин от этой идеи отказались. Самым большим количеством испанцев может «похвастаться» только 439 истребительный авиационный полк (ИАП) ПВО, в составе которого воевали сразу 9 испанцев, причем 2 эскадрилья этого полка имела неофициальное название «испанской», так как из 10 летчиков пять были испанцами.
По-разному попадали испанские летчики в Советский Союз. Самая большая часть из них после капитуляции Испанской Республики через французские лагеря была эвакуирована в СССР в 1939 году. В большинстве своем это были хорошо подготовленные летчики, имевшие богатый боевой опыт, было даже несколько асов. Многие из них стали асами и на Восточном фронте.
С началом Великой Отечественной войны все испанские летчики предложили собственные услуги своей новой родине и направить их на фронт. Несмотря на авиационную подготовку, советское командование большую их часть направило в партизанские отряды. Однако положение на фронте было тяжелым, и в конце июля 1941 года из испанцев формируют разведывательную спецгруппу. Курировало ее НИИ ВВС, и базировалась она в глубоком тылу – на Урале. Туда передали 12 трофейных немецких самолетов: по три Ju-88, Do-215, Bf-110 и Bf-109. Руководили обучением испанских летчиков майор В.И. Хомяков и капитан Капустин. Выбор, естественно, был не случайным – оба «прошли» Испанию и имели опыт общения. В составе группы были: Франсиско Мероньо, Фернандо Бланко, Хосе Паскуаль, Антонио Ариас, Мануэль Леон, Хосе Агинага (бортмеханик), Висенте Бельтран, Гарсия Кано, Хуан Ларио, Ладислао Дуарте, Франсиско Бенито, Альфредо Фернандес Виньялон, Доминго Бонилья, Хесус Ривас Консехо (механик) и Анхел Гусман (радиоспециалист).
Обучение продолжалось до начала ноября 1941 года, но ни один летчик так и не сделал ни одного разведывательного вылета, и тогда же всех отправили в срочном порядке на фронт под Москву. Период обучения был омрачен всего одной аварией. В одном из очередных вылетов в конце октября командир группы – один из лучших советских летчиков-испытателей –
Ф.Ф. Опадчий проверял подготовку испанского экипажа в составе штурмана Игнасио Хосе и летчика Леона Мануэля. Во время взлета на Ju-88 возник пожар. Опадчий и Леон смогли выбраться без приключений, а вот Игнасио Хосе Агинага сильно пострадал, так как сломал ногу и не смог вовремя покинуть горящий самолет. Всех сразу отправили в госпиталь, однако только Агинага выбыл из строя: у него были частично ампутированы обе ноги.
Таким образом, на фронт отправилась группа из 15 испанских летчиков. Все они были определены в первую авиабригаду в Быково. Правда, тут отобрали двух лучших штурманов группы (Дамьяна Макайя и Рамона Моретонеса) и направили в бомбардировочную авиацию (АДД). Оба воевали на Ил-4 и совершили несколько десятков вылетов в глубокий тыл Рейха. В начале 1942 года при ночном налете на Кенигсберг бомбардировщик, где штурманом был Макайя, был сбит огнем ПВО. Экипаж спасся и попал в плен. Немцы в соответствии с международными соглашениями передали испанца Франко, где он был вскоре расстрелян в тюрьме Барселоны. Моретонес благополучно пережил войну, был награжден орденом Великой Отечественной войны.
В первой авиабригаде оставшиеся испанские летчики числились с 7 ноября 1941-го по 25 июля 1942 года. Хотя готовили их к полетам на трофейных самолетах, воевать им пришлось на советских истребителях. Как вспоминали испанские добровольцы по прибытии, им передали МиГ-3, Як-7б и даже несколько И-15бис! Однако стоит отметить, что реально боев было очень немного: самолеты противника уже редко подлетали к Москве, так что побед, как и потерь за этот период было немного.
О самом боевом эпизоде этого периода пишет в своих мемуарах Антонио Ариас: «На очередное патрулирование мы ушли в паре с командиром эскадрильи, капитаном Федоровым 26 ноября. Пролетая по намеченному маршруту, увидели тройку Ю-88. Перемахнув на большой высоте через линию фронта, преодолев заслон зенитных батарей, они вышли в наш район и взяли курс к Москве. Мы развернулись в сторону вражеских бомбардировщиков. На какое-то время, однако, нас опередила пара «яков». Это те, что располагались по соседству с нашим аэродромом. Уже после первой их атаки строй «юнкерсов» стал распадаться. Один Ю-88 развернулся в нашу сторону. Его маневр оказался совершенно непонятным. Возможно, он принял нас за своих. И когда он, пролетая на высоте около 7000 м, оказался над Детчино, сначала Федоров, а потом и я открыли по нему огонь: «юнкерс» покачнулся. Через минуту-другую из мотора начало выплескиваться пламя, и бомбардировщик понесся к земле. Он был уже неуправляем».
В июле 42-го советские органы принимают «волевое решение»: группу расформировать и всех раскидать по различным частям, причем некоторых отправили в партизанские отряды.
Трое испанцев (Мероньо, Фернандо Бланко и Висенте Бельтран) попали в 960-й ИАП, который в тот момент базировался под Тулой. Полк входил в состав 125 дивизии под командованием Героя Советского Союза Торопкина. Правда, назвать это подразделение полком могли только советские полит­работники: на момент прибытия испанцев 960-й ИАП располагал всего двумя (!) самолетами (МиГ-1 и И-16), на которых десяток летчиков посменно несли боевое дежурство.
Однако даже в таких условиях испанцы провели несколько результативных боев. Так, в октябре 1942 года Мероньо (на МиГ-1) и капитан Ампилогов (на И-16) были подняты по тревоге на перехват одиночной «рамы». В результате в районе села Бориково Ампилогов пушечной очередью отправляет ФВ-189 на землю. После приземления Ампилогов в своем отчете отмечает действия ведомого, который фактически «загнал» немца под удар ведущего. Только 23 февраля 1943 года на личные сбережения жителей Тулы для 960-го ИАП были приобретены Ла-5-е, достаточные для организации одной эскадрильи. Эта эскадрилья получила название «Александр Чекалин», и в ее составе оказались все испанцы, да и командовать ею стал капитан Ф. Мероньо. Стоит сказать, что Мероньо был весьма опытным летчиком: в годы гражданской войны командовал эскадрильей 6/21 на И-16.
В марте 1943 года полк отправили под Курск. К тому моменту эскадрильей «Александр Чекалин» стал командовать капитан Белов. Основной задачей стало прикрытие Курска и ж/д станции Щигры. Первый бой на этом участке фронта эскадрилья выполнила на отражение налета 18 Ю-88 на Щигры. В ходе этого столкновения пара Мероньо-Васин сковала пять «мессершмитов» прикрытия, что дало возможность остальным летчикам вплотную «заняться» бомбардировщиками. В результате все «лавочкины» вернулись на свой аэродром, а противник потерял один бомбардировщик. Примечательно, что победу одержала пара в составе капитан Белов-лейтенант Бельтран.
Вскоре отметился и Мероньо. Он в паре с комэском был поднят на перехват одиночного разведчика Ю-88. Немецкий летчик пытался уйти от перехватчиков, но «лавочкины» грамотно атаковали с двух сторон, взяв противника в «клещи». Одновременно открытый огонь не оставил «юнкерсу» никакого шанса. Это была первая победа испанского летчика на этой войне, правда, одержанная в паре. Вскоре в составе дежурной пары, находящейся на аэродроме в готовности №1, Мероньо перехватил над Курском большую группу немецких бомбардировщиков (в документах указано только то, что это были «юнкерсы», без указания «87-е» или «88-е»). На перехват подняли всю эскадрилью. Пока взлетала основная группа Мероньо и Васин расстреляли по одному самолету. Однако они не заметили истребителей прикрытия, что закончилось весьма плачевно: оба советских истребителя были сбиты. Причем Васин погиб, а раненый Мероньо еле успел воспользоваться парашютом. После четырех месяцев лечения в госпитале испанец был списан с летной работы и направлен в летное училище на Северном Кавказе, где и встретил окончание войны. Оба же других испанца в составе эскадрильи «Александр Чекалин» сражались до победного конца в Братиславе. Счет побед Бельтрана к этому времени (включая и Испанию) достиг двадцати (по всей видимости, в это число были включены и одержанные в группе).

(Продолжение следует)



Наши эксперты:

Размещение рекламы

(+34) 678 750 080

Остались вопросы?
Звоните в редакцию и мы ответим на любые ваши вопросы

Контакты рекламного отдела
 
Отдел рекламы работает по будням с 9.00 до 18.00.

Телефон: +34 678-750-080
E-mail: info@rusmedia.es


КТО МЫ?
Креативное агентство RUSMEDIA.ES, работает в Испании с 1999 года.
Хотите быть в курсе событий и выгодных предложений русскоязычной Испании?

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях и Telegram.
ВАМ НУЖНЫ НОВЫЕ КЛИЕНТЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ!
С НАМИ РЕКЛАМА ДОСТУПНА КАЖДОМУ!
E-mail: info@rusmedia.es Tel./WhatsApp: +34 678 750 080

  Группы в Facebook:
Испания Работа Вакансии Резюме Подбор персонала
Русская Barcelona (русские в Барселоне)
Русский Madrid (Русские в Мадриде)
Русская Malaga (Русские в Малаге)
Русская Marbella (Русские в Марбелье)
Русская Торревьеха, Аликанте, Бенидорм, Коста Бланка
Telegram-каналы:
РАБОТА В ИСПАНИИ
ИСПАНИЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
БАРСЕЛОНА и КАТАЛОНИЯ
МАДРИД
ВАЛЕНСИЯ
БЕНИДОРМ и КОСТА БЛАНКА
АЛИКАНТЕ и КОСТА БЛАНКА
ТОРРЕВЬЕХА и КОСТА БЛАНКА
МАЛАГА и КОСТА ДЕЛЬ СОЛЬ
МАРБЕЛЬЯ и КОСТА ДЕЛЬ СОЛЬ
ТЕНЕРИФЕ и КАНАРСКИЕ ОСТРАВА

Подать объявление Объявления о продаже Карта сайта Топовые запросы Разделы О компании Помощь
Бренды и логотипы Elcontacto являются собственностью их владельцев. ВНИМАНИЕ! Размещение любого объявления на портале Elcontacto является подтверждением вашего согласия со всеми условиями пользовательского соглашения Elcontacto! Наша почта info@elcontacto.ru